5. Наличие собственной методической системы учителя, апробированной в профессиональном сообществе.
5.1. Авторская характеристика актуальности, инновационного характера и высокой результативности педагогического опыта
Тема самообразования «Проектная деятельность на уроках языка и литературы как средство развития творческих способностей и познавательной активности учащихся» является актуальной в связи с широким внедрением и использованием информационных технологий в учебный процесс.
Актуальность педагогического опыта определяется необходимостью разрешения противоречия между тенденциями инновационного образовательного процесса, отвечающего социальному заказу государства, и традиционными технологиями обучения и воспитания учащихся. Внедрение проектной деятельности на уроках и во внеурочное время приводит к развитию творческого потенциала и природных способностей учащихся; созданию условий для обретения каждым учеником универсальных умений и навыков деятельности; созданию на уроке ситуации «успеха»; подготовке ребят к жизни в современном мире, которому свойственно наличие проблемных ситуаций в различных сферах деятельности человека. Таким образом, представляемый педагогический опыт соответствует региональной образовательной политике, передовым идеям современной педагогики и психологии, профессиональным интересам педагогической общественности. Эта работа особенно актуальна в условиях реализации президентской образовательной инициативы «Наша новая школа» в период перехода на ФГОС нового поколения. Проект ориентирован на достижение целей самими учащимися, и поэтому он уникален. Проект формирует невероятно большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен. Проект даёт столь необходимый школьникам опыт деятельности, и поэтому он необходим. Вот почему в основе моей методической системы лежат проектные технологии. А согласно ФГОС одним из видов деятельности ученика является самостоятельный поиск решения поставленной цели. Формулу «Русский язык + литература + ИКТ + внеурочная деятельность = проект (проектная деятельность)» воплощаю на своих уроках и во внеурочное время.
Сущность опыта заключается в разработке возможностей внедрения мультимедийных технологий в образовательный и воспитательный процесс при изучении русского языка и литературы.
Инновационный характер педагогического опыта вижу в том, что он: 1)ориентирован на достижение личностных результатов освоения обучающимися образовательной программы, сформулированных во ФГОС, а именно:
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению;
- формирование коммуникативной компетенции в процессе образовательной, учебно-исследовательской, общественно полезной и творческой деятельности;
- развитие эстетического сознания через освоение культурного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
2) направлен на преодоление противоречий
- между «обезличенным» обучением всех учащихся и их индивидуальными способностями и потребностями;
- между доминирующим в школе репродуктивным обучением и потребностью общества в людях с развитыми творческими способностями, задачами разностороннего развития личности.
Внешние результаты: учащиеся на протяжении нескольких лет являются победителями и призерами школьных предметных олимпиад, ученических конференций. Выпускники стабильно имеют высокий процент качества знаний по русскому языку и литературе.
Критерием внутренней результативности опыта является высокая степень творческого мышления, способность к самовыражению, самореализации учащихся. Развитие абстрактного мышления, активизация познавательной деятельности.
Результативность педагогического опыта подтверждается:
-
Интеграцией урочной и внеурочной деятельности на основе деятельностныхспособов изучения и освоения отечественного и мирового культурного наследия с целью формированияметапредметных компетенций, самореализации и социализации учащихся.
- < >
Максимальным разнообразием форм внеурочной деятельности.
-
Вовлечением обучающихся в социально значимую деятельность и высокой общественной оценкой этой деятельности.
Обобщая сказанное, можно отметить, что моя методическая система как учителя, являющаяся показателем творческого роста и профессиональной компетентности, позволяет выявить и описать сущностные характеристики изучаемого курса, тем самым обеспечивая эффективное решение задач современной образовательной практики.
5.2 Диссеминация целостного педагогического опыта учителя в профессиональном сообществе (семинары, конференции, мастер-классы и другие формы методической работы)
Диссеминацию своего педагогического опыта я веду в следующих направлениях: накопление, обобщение и трансляция продуктов инновационного опыта, включающего создание банка и экспертизу учебно-методических материалов, обобщение и публикацию информационных и методических материалов. Обобщаю и распространяю педагогический опыт в следующих формах:
- выступления на педагогических советах;
- участвую в работе творческих групп ШМО, РМО;
- провожу мастер - классы и открытые уроки: «Групповая работа на уроках литературы и русского языка в средних и старших классах»; «Использование развивающих игр и творческих заданий на уроках русского языка и литературы», «Творческие проекты на уроках русского языка и литературы», «Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы».
- публикую на сайте и в сетевых сообществах учебно-методические материалы;
- участвую в конференциях, методических семинарах: «Формирование критического мышления у учащихся при изучении предметов гуманитарного цикла», «Система методической работы и использование продуктивных педагогических технологий для обеспечения развития конкурентоспособной личности как эффективный путь достижения современных образовательных целей», «Развитие коммуникативных способностей учащихся на уроках русского языка, литературы и во внеурочной деятельности».
- выступаю на заседаниях РМО учителей русского языка: «Система работы с одаренными детьми», «Система работы с детьми, нуждающимися в социально-педагогической поддержке».
- участвую в конкурсах педагогического мастерства:
Название конкурса
|
Результат
|
Муниципальный педагогический конкурс «Фестиваль педагогических идей» в номинации «Открытый урок».
Урок литературы в 11 классе в форме защиты проектов по теме «Творчество С.Есенина», 2011
|
Сертификат участника
(приложение 50)
|
Муниципальный смотр-конкурс «Лучшая разработка цифровых образовательных ресурсов» на тему «Комплекс для обобщения и систематизации знаний», 2012
|
Грамота (победитель)
(приложение 51)
|
Муниципальный конкурс «Учитель года», 2013
|
Грамота (лауреат)
(приложение 52)
|
С 2009 являюсь руководителем методического объединения учителей гуманитарных дисциплин школы, приоритетными задачами которого является создание условий для повышения профессионального уровня и совершенствования педагогического мастерства учителей как фактора получения нового качества образования учащихся в соответствии с ФГОС.
В ходе работы творческих групп представляла также результаты деятельности МО по разработке и проведению стартовых работ в виде проектных задач, имеющих общий сюжет, в которых детям необходимо воспользоваться набором известных или неизвестных им способов действия. В процессе взаимообмена и взаимообогащения по данным проблемам получила одобрение опыта МО сообществом учителей школы.
5.5. Развитие инновационной методической системы учителя средствами информационных технологий:
-участие в сетевых профессиональных сообществах;
-наличие собственного сайта;
-участие в интернет-конференциях, вебинарах, форумах.
Мною создан в сети интернет и активно функционирует мой сайт, на котором представлены методические материалы, работы учащихся, размещено электронное портфолио Gelishanovaanna.ucoz.com (приложение 40)
Принимаю участие в сетевом взаимодействии учителей:Про школу.ру http://www.proshkolu.ru/,(приложение41), Учительский портал
http://www.uchportal.ru/,Всероссийский образовательный проект http://razvitum.org/
pedsovet.ru 07 августа 2011 года участвовала в Первой Всероссийской научно-методической конференции "Мультимедиа технологии в современном образовании".
03 марта 2013 года участвовала во Всероссийской учебно-методической интернет-конференции по теме «Оценка результатов усвоения универсальных учебных действий школьником с использованием средств ИКТ».
В апреле 2012 года стала участником вебинара «Электронные образовательные ресурсы «1С». Тема: «Электронные образовательные ресурсы в проектной деятельности школьников».
В настоящее время активно осваиваю новые сервисы: Образовательный портал Онлайн Обучения (http://quatla.com/edu/) и Открытый интернет-университет (http://webinar.onwebinar.ru/).
|