2. Высокие результаты внеурочной деятельности обучающихся по учебному предмету
2.1. Характеристика содержания и результатов реализации инновационной образовательной программы внеурочной деятельности по предмету, при условии размещения в открытом доступе на сайт ОУ, имеющей экспертное заключение профильных кафедр учреждений высшего профессионального образования (по форме, утвержденной областной конкурсной комиссией)
Огромную роль в повышении мотивации к изучению русского языка и литературы играет внеурочная деятельность, позволяющая раскрыть потенциал школьников, эффективность внеурочной деятельности напрямую зависит от творческого партнерства ученика – учителя, добровольной заинтересованности учащихся познавать новое.
За годы работы в школе мною разработано несколько образовательных программ внеурочной деятельности, востребованных в разное время. Каждый год приходят новые дети, и я стараюсь строить свою внеурочную деятельность в соответствии с их образовательными возможностями и потребностями. Наиболее интересной, на мой взгляд, и проверенной временем является разработанная мной программа «Интеллект. Интерес. Исследование.» Третий год идет апробация мной и моими коллегами данной программы, которая позволяет привлечь внимание обучающихся к школьным предметам. Особый интерес вызывают у детей нетрадиционные формы внеурочной деятельности по русскому языку и литературе, которые отражены в программе «Интеллект. Интерес. Исследование.»: предметные недели по литературе и русскому языку; литературное кафе (работа с художественным словом); ораторское творчество; проектная деятельность; ученические конференции по предмету; предметные игры; олимпиады; конкурсы, фестивали; виртуальные экскурсии т.д.
Инновационный характер содержания данной программы заключается в том, что она:
• направлена на освоение учащимися не только предметных знаний, умений и навыков, но и способов овладения общекультурными ценностями, коммуникативной, информационной, деятельностной культурой;
• является средством осуществления индивидуализации и личностной направленности обучения, что обеспечивает более эффективное развитие личностного потенциала школьников, как главной цели образования и критерия его качества;
• позволяет создать образовательную среду, в которой формируются новые жизненные установки личности и соответствующие способности для их реализации, такие, например, как предприимчивость, мобильность, конструктивность, сотрудничество, способность самостоятельно принимать решения и осуществлять выбор, прогнозируя возможные последствия.
2.2.Позитивная динамика и эффективность участия обучающихся в различных формах внеурочной деятельности по предмету.
Участие во внеурочной деятельности позволяет моим ученикам реализовывать свои индивидуальные образовательные интересы и потребности, развивать творческие способности, участвовать в ученическом самоуправлении, содержательно организовывать свой досуг. В процессе работы выбираю такие формы, при использовании которых в зону активности попадает большее число детей: работа над учебными, социально значимыми проектами, организация конференции, проведение конкурсов, гостиных, предметные игры, экскурсии, работа в фокус-группах по подготовке к олимпиадам, районным, Всероссийским конкурсам, консультирование т.п.
Вовлеченность детей во внеурочную деятельность по предмету каждый год повышается. Динамика заинтересованности внеурочной деятельностью по русскому языку и литературе:
С 2009 года я педагог музыкально-драматического кружка «Синяя птица».
Динамика заинтересованности учащихся в посещении кружка за последние три года достигла 48 % обучающихся от количества обучающихся в школе.
В 2013-2014 учебном году теперь в кружке две группы: средняя и старшая.
Динамика посещения музыкально-драматического кружка:
Рассматривая социальный паспорт членов кружка: позитивная динамика наблюдается среди мальчиков, если в 2012-2013 учебном году их было всего 2, то в 2013-2014 учебном году – 13. В этом году получилось создать мужской хор из 20 человек, который дополнили папы мальчиков. Также позитивная динамика наблюдается в заинтересованности кружковой деятельностью детей «группы риска».
Социальный паспорт членов кружка:
Одной из эффективных форм внеурочной деятельности по литературе считаю приобщение своих учеников к театральному искусству. С этой целью посещаем театры (Театр юного зрителя г. Ростов-на-Дону, Ростовский музыкальный театр), что особенно значимо в условиях удаленности нашего ОУ от областного центра.
Взаимодействие с учреждениями дополнительного образования во внеурочной деятельности осуществляю по следующим направлениям:
МБУК Беляевский сельский дом культуры.
Музыкально-драматический кружок нашей школы «Синяя птица», руководителем которого я являюсь, активно сотрудничает с сельским Домом Культуры. На базе СДК уже стали традиционными проводимые мероприятия для жителей села: День пожилого человека; День Матери; Новогоднее представление для детей дошкольного возраста; Праздник 8 марта; 9 мая и т.п.
Межпоселенческая библиотека.
Совместно с библиотекарем Басай И.А. разрабатываем тематику классных часов, внеклассных занятий. Ирина Александровна оказывает большую помощь в подборе литературы, газетных публикаций, создании мультимедийных презентаций для наших мероприятий, проведении различных читательских конкурсов.
Убеждена: только в процессе многоплановой внеурочной деятельности можно обеспечить развитие общекультурных интересов школьников, способствовать решению задач нравственного воспитания.
2.4 Высокие достижения (первые и призовые места) обучающихся в конкурсах, проектах, спортивных соревнованиях, олимпиадах в т.ч. дистанционных:
- муниципального уровня;
- регионального уровня;
- федерального уровня
Создание условий для повышения мотивации в изучении русского языка литературы, развитие творческих способностей школьников способствовали достижению высоких результатов учащихся во внеурочной деятельности.
Динамика и результативность в получении высоких результатов (от благодарности за участие до 1 и призовых мест) школьников в научно-практических конференциях, поэтических конкурсах, фестивалях, олимпиадах) различного уровня (окружного, городского, всероссийского, международного) за три года.
Научно-практические конференции:
Фамилия Имя
|
Предмет
|
Уровень
|
Результат
Приложение 5- 17
|
2010-2011 учебный год
|
Жиренко Андрей
9 класс
|
Русский язык
«Молодежный сленг и его
влияние на современную молодежь»
|
муниципальный
|
1 место-грамота
|
Дранец Оксана
9 класс
|
Литература
«Лексические
средства выразительности в сказках
М.Е.Салтыкова-Щедрина»
|
муниципальный
|
2 место-грамота
|
Жиренко Андрей
Дранец Оксана
|
Русский язык
Литература
|
Областная ученическая конференция
город
Ростов-на-Дону
Донская академия наук юных исследователей им. Ю.А. Жданова
|
Участие - Сертификат участника
|
Жиренко Андрей
|
Русский язык
|
г. Ростов-на-Дону
Ученическая конференция
«В начале было слово…»
|
Грамота Комитета по молодежной политике администрации Ростовской области в рамках проекта «День славянской письменности»
|
Дранец Оксана
|
Литература
|
г. Ростов-на-Дону
Ученическая конференция
«В начале было слово…»
|
3 место - грамота
|
2011-2012 учебный год
|
Десятниченко Людмила
11 класс
Савилова Арина
– 10 класс
Дранец Оксана
– 10 класс
|
Русский язык
Литература
Литература
|
Муниципальный
|
2 место - грамота
Участие
Участие
|
Жиренко Андрей
10 класс
|
Русский язык
«Слова – паразиты в русском языке»
|
Областная ученическая конференция
город
Ростов-на-Дону
Донская академия наук юных исследователей им. Ю.А. Жданова
|
Участие - Сертификат
|
Савилова Арина
10 класс
|
Литература
«Чувства природы»
через цветопись и звукопись
пейзажей в произведении
А.П.Чехова «Степь»
|
Областная ученическая конференция
город
Ростов-на-Дону
Донская академия наук юных исследователей им. Ю.А. Жданова
|
Участие - Сертификат
|
Красноперова Анна
10 класс
|
Русский язык
«Цветопись в
произведениях
А.С.Пушкина на материале лирических произведений»
|
Областная ученическая конференция
город
Ростов-на-Дону
Донская академия наук юных исследователей им. Ю.А. Жданова
|
Участие - Сертификат
|
Савилова Арина
10 класс
|
Литература
|
Научная международная
научная
конференция
«Молодежные Чеховские чтения в г.Таганроге»
|
Грамота - Лауреат
|
2012-2013 учебный год
|
Савилова Арина
11 класс
|
Литература
|
Областная ученическая конференция
город
Ростов-на-Дону
Донская академия наук юных исследователей им. Ю.А. Жданова
|
Грамота за интересную исследовательскую работу в секции «Литературоведение»
|
Жиренко Андрей 11 кл.
Савилова Арина 11 кл.
Красноперова Анна 11 кл.
|
Литература
Русский язык
Литература
|
Муниципальный
|
Участие
|
Жиренко Андрей 11 кл.
|
Русский язык
|
Муниципальный
|
Грамота - Призер в номинации «Публицистика в защиту природы»
|
В 2013-2014 учебном году продолжаю работу в направлении исследование: к группе добавились заинтересованные учащиеся 6,7 класса, у которых были первые выходы на мероприятия: муниципальный конкурс риторов, областная малая академия юных исследователей в г. Ростове-на-Дону.
Конкурс «Литературное слово»
Фамилия
Имя (класс)
|
Название
|
Результат
Приложение 18-21
|
2012-2013
|
Дранец Оксана
10 класс
Жиренко Андрей
Савилова Арина
|
Конкурс чтецов «Русское слово»
|
Победитель - грамота
Участие
Участие
|
Гелисханова Полина 5 класс
Лаврищева Крстина 5 класс
|
Конкурс чтецов «Русское слово»
|
Призер - грамота
Участие
|
2013г. Гелисханова Полина 6 класс
|
Конкурс «Живая классика»
|
Призер - грамота
|
2014 г. Горнова Виталия 6 класс
|
Конкурс «Живая классика»
|
Призер -грамота
|
Конкурсы, фестивали
Год
|
Фамилия
Имя (класс)
|
Название
|
Результат
Приложение 22-24
|
2011-2012
|
Вокальная группа
«Девчата»
|
Фестиваль
«Таланты и поклонники»
|
Призер -грамота
|
2012-2013
|
Вокальная группа «Девчата»
|
Литературный праздник «Белые журавли»
|
Грамота
|
2013-2014
|
Мужской хор
|
Фестиваль хоров
|
Призер - грамота
|
2013-2014
|
Гелисханова П. (7 класс)
Нагорная Р. (5 класс)
|
Региональный
«Лучший урок письма»
|
Участие
|
2.5.Участие обучающихся в международных конкурсах и проектах.
Прослеживается система участия детей во всероссийских конкурсах, уже не первый год мои ребята активно участвуют:
-
«Русский медвежонок – языкознание для всех» (сертификаты участников) – (приложение 25)
-
«Грамотей – марафон»:
99% орфографической грамотности – Гелисханова Полина 7 класс
97% - Владимирова Арина, 6 класс
95% - Нагорная Рената, 5 класс (Приложение 26)
-
«Родное слово», в котором ученица 5 класса Десятниченко Нина и ученица 7 класса Гелисханова Полина заняли призовые места. (Приложение 27,28)
2.6.Результативность деятельности учителя в работе с детьми, нуждающимися в социально-педагогической поддержке.
В школе не первый год действует программа «Подросток» по работе с детьми, нуждающимися в социально-педагогической поддержке. Здесь и семьи с неблагополучной обстановкой, много неполных семей, дети, которые находятся под опекой. Дети из таких семей требуют особого внимания и поддержки. В моем классе, который я выпустила 2013 году, были такие дети. Они успешно окончили школу, хорошо сдали ЕГЭ и поступили на бюджетной основе в вуз, ссуз, где и учатся в настоящее время. В этом году количество детей «группы риска» пополнили ряды участников музыкально-драматического кружка, руководителем которого я являюсь. Отслеживаю даже самые маленькие успехи таких учеников, не забываю хвалить их чаще, даю им задания по силам. И тогда конфликтных ситуаций будет меньше, двоечников тоже не будет. Очень важно уметь заинтересовать каждого ребенка своим предметом, заходить на урок с открытым сердцем, с хорошим настроением.
К детям с особыми образовательными потребностями можно отнести и одаренных детей. В каждом моём выпуске и как классного руководителя, и как ведущего преподавателя были и золотые и серебряные медалисты.
Индивидуальный подход, дополнительные занятия, консультации - всё это позволяет этим ученикам чувствовать себя уверенней и добиваться поставленных целей.
2.7 Общественная оценка высоких результатов внеурочной деятельности учителя.
Администрация школы, коллеги и родители обучающихся поддерживают мою работу по вовлечению всё возрастающего количества учащихся во внеурочную деятельность по русскому языку и литературе, отмечая при этом повышение интереса у учащихся к предмету и улучшение успеваемости. За успешную результативную внеклассную работу по предмету неоднократно награждалась грамотами, благодарностями:
Грамота директора МБОУ Владимировской СОШ за вклад в воспитание интеллектуального, здорового, творческого и ответственного за будущее своей страны поколения (приложение 29)
Грамота Отдела Образования Администрации Морозовского района за большую работу по обучению и воспитанию подрастающего поколения (приложение 30)
Благодарственное письмо управления образования города Ростова-на-Дону за активное участие в реализации проекта «В начале было слово…» и личный вклад в дело воспитания подрастающего поколения в духе патриотизма, человеколюбия и уважения к истории, культуре (приложение 31).
Сертификат ЦДО «Отличник» организатора Всероссийского конкурса по русскому языку и литературе «Родное слово»: количество победителей – 2 (приложение 32).
Хорошими отзывами родителей и детей:
Выпускники 2013 года, классным руководителем которых я была, сейчас обучаются в вузах, хотя и не пошли учиться по направлению филология, продолжают участвовать в исследовательских конференциях и оставляют хорошие отзывы о том, как им помогла эта школьная исследовательская деятельность, оставляют свои отзывы на моем сайте (приложение - скриншот 33):
Красноперова Анна учится в Ростовском государственном экономическом университете, сейчас готовится к весенней студенческой конференции по теме: «Презумция невиновности», а как только поступила в вуз сразу записалась в театральный кружок.
Отзыв: . Krasnoperova Anna (25.03.2014 19:54)
Здравствуйте, уважаемая Анна Петровна! Выражаю огромную благодарность за привитие интереса к исследовательской работе. Знания, которые вы в нас вложили, нам помогают заниматься успешно исследовательской деятельностью в университете. С удовольствием познакомилась с вашим сайтом. Нашла для себя огромное количество информации, которую взяла для использования в своей учебе.
Савилова Арина учится в Зерноградской государственной аграрной академии на экономическом факультете, принимала участие в студенческой олимпиаде по русскому языку, где стала призером.
Отзыв: Савилова Арина. (28.03.2014 19:32)
Здравствуйте, дорогая Анна Петровна! Большое спасибо за любовь, за уделенное нам время в школе. Вы очень хороший и талантливый педагог! Я с гордостью рассказываю одногруппникам про наш класс. Мы были и остаемся хорошими друзьями. В этом, конечно же, Ваша заслуга! В школе вы многому меня научили. Вы, действительно, стали "второй мамой" .Опыт исследовательских работ очень помогает в университете, особенно сейчас, когда работаю над курсовой работой. Я не остановилась на участии в школьных олимпиадах. В первом семестре в университете с удовольствием приняла участие в олимпиаде по русскому языку. Заняла 4 место среди первокурсников и 1 место на своем факультете. Спасибо за это Вам:-) А, вообще, Анна Петровна, я очень скучаю. Скучаю по нашим урокам, по внеклассным мероприятиям, которые вы организовывали. Больше спасибо за сайт! Здесь просто масса полезной информации. Я желаю Вам оставаться такой какая вы есть. Школе и ученикам очень с Вами повезло. Успехов в работе и новых начинаниях!
Отзывы других детей и родителей можно просмотреть по ссылке http://gelishanovaanna.ucoz.net/gb и приложению из содержания.
|