3. Создание учителем условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта
3.1. Личное участие учителя в разработке и реализации целевых программ духовно-нравственного воспитания и социализации личности школьников.
Считаю, что качество знаний предполагает не только хорошие отметки на уроках, но и прежде всего социальный успех ученика. Только в этом случае ребенок может почувствовать себя нужным и будет стремиться к самообразованию и новым победам. Поэтому моя работа направлена на развитие социальных компетенций, которая предполагает наличие самоуправления в школе, участие в жизни образовательного учреждения и в жизни местного социума, формирование активной жизненной позиции. Работу по этому направлению я провожу и как учитель русского языка и литературы, и как педагог дополнительного образования.
Создаю условия для приобретения обучающимися позитивного социального опыта и на учебных занятиях, и во внеурочное время.
Являюсь членом инициативной группы в части разработки Комплексной программы духовно-нравственного воспитания и социализации обучающихся, работающей над проблемой «Создание культурно-образовательной среды, обеспечивающей успешность индивидуального развития, самореализации и социализации учащихся через проектную деятельность».
В рамках реализации Комплексной программы нами были разработаны предполагаемые формы деятельности по 5 направлениям:
-
воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
-
воспитание социальной ответственности и компетентности;
-
воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания;
-
воспитание экологической культуры;
-
воспитание трудолюбия, сознательного творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии;
-
воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры.
Как учитель-словесник и в соответствии с темой самообразования – «Проектная деятельность на уроках языка и литературы, внеурочной деятельности как средство развития творческих способностей и познавательной активности учащихся» - наиболее эффективной и результативной считаю свою деятельность по реализации нравственно-этического и эстетического направлений, к ожидаемым результатам которых относятся:
- < >
создание условий для развития духовной личности;
-
повышение компетентности детей и подростков в области нравственности;
-
рост социального оптимизма подрастающего поколения.
3.2 Эффективность деятельности учителя по включению обучающихся в реализацию социально значимых практик и проектов, востребованных в социуме:
- общественно-политические;
- экологические;
-здоровьесохранные проекты;
-культурологические;
-другие
Под моим руководством ребята участвуют в социально направленной деятельности, в частности, волонтерские проекты:
«Ветеран живёт рядом» – шефство над ветеранами Великой Отечественной войны (вдова ветерана Шевченко К.И.);
«Учителями славится Россия» – шефство над ветеранами педагогического труда школы.
Социальные проекты: «Доброе сердце»; «Протяни руку помощи» - помощь пожилым людям; субботники; акция «Очистим село от мусора».
Активно принимаем участие в акциях «Милосердие», «Протяни руку», «Посылка в армию», «Очистим село от мусора».
В рамках организации предметного досуга школьников, ежегодно организовываю для участников драматического кружка посещение театров в г.Ростове-на-Дону. Также в рамках деятельности учителя по включению обучающихся в реализацию социально значимых практик и проектов, востребованных в социуме, работаю в направлении:
проект – уроки: «Напишу-ка я письмо», «Мы сохраним тебя, русская речь», «Говори правильно», «Общественно-политическая мысль и литература: А.Н. Радищев» - 11 класс, «Поэтический мир природы», «Общественно-политические взгляды Базарова» - 10 класс, «Природа – душа России», «Родная природа в стихотворениях русских писателей 19 века или 20 века».
конкурсы: «Лучший урок письма – 2013» - номинация «Россия – родина моя…»; ораторское мастерство: «Вода – источник жизни», «Берегите природу» - 2014г.
исследовательские проекты «История солдата с фотографии. Шевченко И.И.» - 2013г.; «Речевой этикет как средство развития коммуникативных способов школьников» -2012г.;
здоровьесохранные проекты: уроки-экскурсии в мир природы «Родная природа в стихотворениях поэтов 19в, 20в.» , «Пейзажная лирика Ф.Тютчева, А.А.Фета»
При реализации проектной деятельности самоуправление учащихся проявляется при реализации групповых проектов, где самостоятельно распределяются все роли и обязанности (мотивированные учащиеся берут руководство проекта в свои руки, составляют план работы, сроки выполнения, выступают наставниками других учеников). Такие проектные работы представляются на научно-практические конференции и конкурсы разного уровня (окружной, муниципальный, всероссийский), становятся призерами и победителями.
3.3.Формирование у обучающихся позитивного социального опыта в условиях организации совместной деятельности с общественными фондами и организациями ветеранов войны, воинов-интернационалистов, солдатских матерей, инвалидов.
Неотъемлемым условием приобретения учащимися позитивного социального опыта является сотрудничество с различными общественными организациями. Особенно важным и значимым в воспитании патриотизма и нравственных качеств я считаю непосредственное общение учащихся с ветеранами Великой Отечественной войны, с Почетными людьми села на классных часах, встречах, Уроках Мужества. Традиционно проводятся участниками музыкально-драматического кружка концерты для пенсионеров, ветеранам войн, женщинам и детям Великой отечественной войны, пенсионерам не только для своего села, но и в соседних селах.
Проекты-выступления: «У войны не женское лицо», фестиваль патриотической песни «Россия – судьба моя», «Дорогами войны», «Мы этой памяти верны», «Старость нужно уважать», «Герои России – Герои нашего времени» и т.п.
Результативностью своей работы по созданию условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта в рамках преподавания русского языка и литературы считаю, во-первых, положительные личностные изменения учеников, во-вторых, повышение нравственной и коммуникативной культуры школьников, в-третьих, достижение высоких результатов в области социально значимых проектов, исследований, мероприятий, направленных на помощь окружающим людям, на улучшение качества окружающей среды. Это соотносится с целями и задачами Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
3.4.Общественная оценка значимости и активности обучающихся в социальных проектах (СМИ, в том числе электронных изданиях, на сайтах и форумах учреждений, общественных организаций)
Об общественной значимости моей деятельности свидетельствуют:
- грамота отдела молодежной политики Администрации Морозовского района за активную жизненную позицию «Мы – будущее России» был награжден мой ученик (приложение 33)
- грамота отдела образования Администрации Морозовского района в рамках муниципального конкурса «Самый классный классный - 2011» призер в номинации «Сердце, отданное детям», с девятиклассниками подготовили классный час – проект «Новое время – новые профессии» - грамота (приложение 34)
- статья в газете «Морозовский вестник» 08.03.2013г. «Анна Гелисханова «Я счастлива, что у меня такая работа» (приложение 35);
- благодарность Главы Администрации Широко-Атаманского поселения Савилова С.В. (приложение 36)
- благодарственное письмо от работников Беляевского сельского Дома Культуры (приложение 37);
|