6. Непрерывность профессионального развития учителя
6.1. Характеристика индивидуальной модели развития профессиональных компетенций в контексте профессионального стандарта педагога.
Работая в школе 15 лет, я постоянно стремлюсь найти пути решения проблемы повышения интереса к предмету и качества знаний. Работаю по государственной программе Министерства образования и науки Российской Федерации, утверждённой для классов общеобразовательных учреждений. Мое педагогическое кредо: «Люби и изучай свой предмет так, чтобы его смогли полюбить и изучить твои ученики, а если они смогут сделать это лучше тебя – гордись ими!».
Для начала определила мою стартовую позицию как учителя. Мной был проведен комплекс диагностик моих профессиональных и личностных качеств педагога. Таким образом, я сделала вывод: готова к использованию инноваций, знаю интерактивные формы и методы обучения, владею современными педагогическими технологиями, умею анализировать и оценивать свой индивидуальный стиль. Затем определила формы методической работы, которые помогли бы мне подняться на более высокую ступень профессионального развития: участие в методических мероприятиях, обмен опытом работы через выступления-презентации, проведение открытых уроков; освоение новых технологий педагогической деятельности.
В 2008 году я начала работу по новой методической теме «Использование информационных технологий на уроках русского языка для повышения мотивации учащихся». Для реализации методической темы имелись необходимые ресурсы: пройдены курсы «ИКТ в работе учителя-предметника», появилась возможность использовать информационные технологии в образовательном процессе, участвовать в дистанционных конкурсах различного уровня.
С 2010 года в своей деятельности я применяю метод исследовательских заданий, метод эвристической беседы, разноуровневое тестирование, а также традиционные методики обучения, опираясь на следующие авторские технологии: технологию развития познавательного интереса Г.И. Щукиной, технологию развивающих игр Б.Н. Никитина, методику проблемного обучения А.М. Матюшкина.
В течение последних 5-и лет работаю над проблемой «Современные образовательные технологии как средство развития языковой и коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы и внеурочной деятельности». В данный период мною были изучены следующие современные педагогические технологии: уровневая дифференциация обучения, групповые технологии, личностно-ориентированное обучение: система Е.Н Ильина, проблемное обучение, лекционно-семинарская система обучения, использование информационно-коммуникационных технологий, технология игровых методов, ролевых и деловых игр, проектная, технология проблемного преподавания, информационные технологии, здоровьесберегающие технологии(опиралась на методику В.Ф.Базарного). В своей деятельности я придерживаюсь и использую следующие современные концепции:
-
Теория содержательного обобщения В. В.Давыдова. Согласно этой теории учебный предмет не просто трактует систему знаний, а особым образом (через построение его содержания) организовывает усвоение ребенком содержательных обобщений — генетически исходных, теоретически существенных свойств и отношений объектов, условий их происхождения и преобразования.
-
Теория активизации учения Т. И. Шамовой. Сущность принципа активности в обучении. Активизация учения — мобилизация преподавателем с помощью специальных средств интеллектуальных, нравственно-волевых и физических сил учащихся на достижение конкретных целей обучения и воспитания.
-
Теория индивидуализации обучения И. Э. Унт. В понимании индивидуализации обучения И.Э.Унт опирается на необходимость правильного и исчерпывающего отражения, во-первых, общих черт учета индивидуальных особенностей детей и, во-вторых, охвата, по возможности, всех форм и методов учета этих особенностей.
-
Теория личностно (индивидуально) - ориентированного обучения Е. В. Бондаревской, Д. Г. Левитеса, А. В. Петровского, И. С. Якиманской.
6.2. Своевременность, актуальность содержания. Многообразие форм и эффективность повышения квалификации.
Совершенствование профессионального мастерства продолжаю на протяжении всего периода моей педагогической деятельности. Процесс непрерывного профессионального развития я осуществляю по следующим направлениям:
1. Ведущая роль в моём повышении квалификации принадлежит курсам, которые позволяют мне с одной стороны, углубить знания в области педагогических теорий и систем, с другой - создать предпосылки для полноценного освоения конкретных методик, современных педагогических технологий.
Информация о повышении квалификации и профессиональной подготовке.
№ п/п
|
Курсы повышения квалификации
|
Вид документа
|
Дата прохождения
|
1.
|
«ИТ в деятельности учителя-предметника» (ЮФУ центр информатизации .)
|
Удостоверение
(№ 3514/28)
|
2008г.
(приложение 43)
|
2.
|
«Профильная школа-образовательное пространство, проектирование индивидуальной траектории обучающихся»» (ИПК и ПРО)
|
Удостоверение
(№2384)
|
2009г.
(приложение 44)
|
3.
|
«Разработка и апробация перспективных моделей высшего педагогического образования для обеспечения кадровых потребностей школы»
(Сибирский федеральный университет педагогики, психологии и социологии)
|
Сертификат
|
2009г.
(приложение 45)
|
4.
|
РО ИПК и ПРО
«Управление образованием»
|
Удостоверение
(№2388)
|
2012г.
(приложение 46)
|
5.
|
РО ИПК и ПРО
«Конструирование современного урока русского языка и литературы как фактор достижения обучающимися личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов»
|
Удостоверение
(№3100)
|
2013г.
(приложение 47)
|
Являясь слушателем дистанционных курсов Международного Института Развития «ЭкоПро», Образовательного портала Мой университет http://www.moi-universitet.ru/, Факультета «Реформа образования» http://www.edu-reforma.ru/ по теме «Технология интерактивного обучения», изучила технологию «Проектная деятельность в информационной образовательной среде 21 века», которая позволяет значительно повысить результативность и качество уроков за счет усиления мотивации всех участников образовательного процесса, активизации познавательной деятельности учащихся, эффективного управления педагогом процессами обучения, воспитания и развития. Курс помог мне в практической деятельности: использование проектных технологий повысило продуктивность моего труда. Познакомила с этой инновацией моих коллег: провела мастер- класс в методическом объединении учителей гуманитарных дисциплин.
Вне самообразования идея личностного и профессионального развития неосуществима. В течение всей своей педагогической деятельности изучаю и систематизирую материал, предлагаемый журналами «Современные урок», «Русский язык в школе», «Литература в школе»; приобретаю специальную литературу, изучаю опыт педагогов-новаторов. Все это помогает мне быть в курсе тех изменений, которые происходят в системе обучения и воспитания в начальной школе, а также в жизни общества.
Продолжая самообразование и профессиональное самосовершенствование, я изучаю и осмысливаю свой опыт, опыт коллег, а также описанный в литературе, обобщаю его. На их основе готовлю доклады, выступаю на педагогических советах школы, на практических, методических и научных конференциях, семинарах и совещаниях разного уровня.
Современный учитель немыслим без знания информационных компьютерных технологий. Педагогические сообщества – наиболее интересный процесс самообразования в настоящее время. На сайте Про школу.ру http://www.proshkolu.ru/ , Учительский портал http://www.uchportal.ru/, Всероссийский образовательный проект http://razvitum.org/ имеется личный кабинет, где представлены мои разработки уроков, тексты контрольных работ, разработки внеклассных мероприятий.
3. Мой служебный рост напрямую связан, во-первых, с уровнем профессионального мастерства и, во-вторых, с моими организаторскими наклонностями и способностями. С 2009 являюсь руководителем методического объединения учителей гуманитарных дисциплин школы, активно участвую работе РМО учителей. Под моим руководством ведётся целенаправленная работа по повышению педагогического мастерства учителей нашей школы: открытые уроки, внеклассные занятия, семинары, тренинги, мастер-классы, знакомство с новинками литературы.
6.3. Совершенствование профессионального мастерства посредством участия в обучающих и научно-практических семинарах, тренингах, конференциях, а также в ходе стажировок на базе ВУЗов и авторских научно-методических школ, подтверждённое документально.
В октябре 2012 года я приняла участие в авторском семинаре Егораевой Галины Тимофеевны, ведущего методиста издательства «Экзамен», по теме: «Подготовка к ЕГЭ. Сочинение – рассуждение». Помимо актуальности заявленной темы, семинар стал для меня полезен общением с автором пособий для подготовки к ГИА и ЕГЭ и получением информации о новинках издательства.
Участие в вебинарах:
1
|
Вебинар «Достижение предметных, метапредметных и личностных результатов средствами УМК «Русский язык. 10–11 классы» автора В. В. Бабайцевой» e-mail webinar@drofa.ru
|
Сертификат
(приложение 48,49)
|
2013г
|
2
|
Вебинар «Методика подготовки к написанию сочинения-рассуждения (части С) на ЕГЭ по русскому языку»
|
легион
|
2013
|
3
|
Вебинар «Организация проектной деятельности учащихся при изучении русского языка в 5 - 11 классах»
|
легион
|
2013
|
Моё образование, моя профессиональная компетентность приносит пользу. Об этом свидетельствуют результативное участие моих воспитанников в конкурсах, фестивалях, конференциях различного уровня, благодарственные письма, грамоты, дипломы, поздравления в мой адрес, статьи в периодической печати; личное участие в профессиональных конкурсах. Неоднократно награждалась грамотами директора МБОУ Владимировской СОШ (приложение 53).
Развитие педагогической культуры в условиях профессионального движения:
Современная профессия требует постоянной работы над собой. Один из моих девизов « Не смей успокаиваться на достигнутом». Я не боюсь трудностей и умею справляться с ними.
В 2005-2006 учебном году я впервые принимала участие в муниципальном конкурсе «Учитель года», стала призером в номинации «Активные методы обучения», хотя не вошла в число победителей, конкурс стал для меня своеобразной отправной точкой, неким ориентиром, согласно которому я продолжила в дальнейшем выстраивать свою педагогическую систему «Активные методы обучения». В этом же году была присвоена вторая квалификационная категория.
В 2009 - 2010 логическим продолжением моей деятельности в этом направлении стало написание творческой работы на тему «Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности» для защиты на первую квалификационную категорию, которая была присвоена в апреле 2010 года.
В 2011 году участие и победа в муниципальном конкурсе «Самый классный классный», а также тема обобщения моего опыта «Преемственность в образовании как фактор реализации личностного потенциала школьника» убедили меня в правильности выбранной траектории профессиональной деятельности.
Последние три года я работаю над актуальной проблемой «Активные формы обучения, новые образовательные технологии как средство развития языковой и коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы и внеурочной деятельности», а именно в 2012 года по теме «Проектная деятельность на уроках языка и литературы, внеурочной деятельности как средство развития творческих способностей и познавательной активности учащихся», данный опыт представила на муниципальном конкурсе «Фестиваль педагогических идей» -2013г., «Учитель года» в январе 2014года. Обобщение опыта своей работы в данном направлении, я считаю не подведением итогов, а отправной точкой для нового витка профессионального и личностного роста.
|