Презентация
Над темой самообразования «Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы» работа ведется первый год, но результаты уже есть.
Проектная деятельность – трудоемкая работа. Почему я стараюсь использовать ее в своей практической деятельности? Наверное, потому что проектная методика на уроках литературы и русского языка развивает у школьников самостоятельность, творчество, активность. При использовании данного метода стараюсь реально превратить учащихся из объекта обучения в субъект учебной деятельности. Сама выступаю в роли помощника и консультанта. Это одна из наиболее удачных форм контроля, стимулирующая мыслительную деятельность учащихся, вызывающая у них живой интерес.
В процессе проектной работы ответственность возлагаю на самого ученика.
Подготовку и защиту проекта провожу на завершающем этапе работы над темой. Это уже творческий уровень, которому предшествует большая, кропотливая работа по закреплению и активизации материала на репродуктивном этапе. Учащиеся защищают проект демонстрацией красочных материалов.
В своей педагогической деятельности использую проекты в разных возрастных группах от 5 до 11 класса. Это информационные, практико-ориентированные, исследовательские, творческие, ролевые проекты.
Практически все учащиеся охотно выполняют творческие и ролевые проекты.
В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые ситуациями, придуманными участниками. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут проявляться лишь к его окончанию. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево-игровая, воссоздание «живой картины».
Ролевой проект на тему «Экзамен Митрофанушки» по пьесе Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль»
УЧИТЕЛЬ:
-«руки вверх» - тянемся к знаниям; -«руки назад» - оставляем позади неудачи; -«пожимаем руки друг другу» - делимся своими знаниями, опытом;
-«улыбки дарим друг другу, гостям» - пусть «от улыбки станет всем светлей»;
С момента первой постановки «недоросля» прошло уже более двухсот лет, однако комедия Фонвизина с успехом идет на сцене современного театра, а это значит, что не поглотила «река времен в своём стремленье» пьесу XVIII века. И этот феномен мы объясняем тем, что пьеса, созданная в эпоху классицизма, благодаря таланту автора вышла за рамки времени, заняв совершенно особое место в русской драматургии.
Как вы думаете чем мы будем заниматься?
Какие цели поставим перед собой?
Простакова, Митрофан, Стародум, Правдин.
С т а р о Д у м. О сударыня! До моих ушей уже дошло, что он теперь только и отучиться изволил. (К Правдину.) Любопытен бы я был послушать, чему его выучили.
Г-ж а Про с т а к о в а. Всем наукам, батюшка.
М И Т Р О ФАН. Всему, чему изволишь.
П р а в Д и н (Митрофану ). Чему ж бы, например?
М и т р о Ф . (подает ему книгу ). Вот, грамматике.
Пр ав Д И Н (взяв книгу). Вижу. Это грамматика. Что ж вы в ней знаете?
М и т р о ф а н. Много. Существительна да прилагательна ...
П Р а в Д и н. Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?
М и т р о фан. Дверь, котора дверь?
П р а в Д и н. Котора дверь! Вот эта.
М и т р о ф а н. Эта. Прилагательна.
Правдин. Почему же? .
М и т р о ф а н. Потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста неделя дверь стоит еще не навешена: так та покамест существительна.
Ст а р о Д у м. Так поэтому у тебя слово дурак прилагательное, потому что оно прилагается к глупому человеку?
Митрофан. И ведомо.
Г-жа Простакова. Что, каково, мой батюшка?
Пр а в Д и н. Нельзя лучше. В грамматике он силен.
Стародум. Думаю, не меньше и в истории.
Г-ж а Про с т а к о в а. То, мой батюшка, он еще сызмала к историям охотник.
Пр а в Д и н (Митрофану). А далеко ли вы в истории?
М и т р о ф а н. Далеко ль? Какова история. В иной залетишь за тридевять земель, за тридесято царство.
П р а в Д и н. А! так этой-то истории учит вас Вральман?
П р а в Д и н. Да не у ней ли оба вы учились и географии?
Г-ж а Про с т а к о в а (сыну). Слышишь, друг мой сердечный? Это что за наука?
М и т р о ф а н (тихо матери), А я почем знаю.
Г-жа Простакова (тихо Митрофану). Не упрямься, душенька. Теперь-то себя и показать.
Митрофан (тихо матери). Да я не возьму в толк, о чем спрашивают.
Г-ж а Про с т а к о в а ( Правдину). Как, батюшка, назвал ты науку-то?
П р а в Д и н. География.
Г -ж а Про с т а к о в а (Митрофану). Слышишь, еоргафия,
М и тр О ф а н, Да что такое! Господи Боже мой! Пристали с ножом к горлу.
Г-ж а Про с т а к о в а ( Правдину). И ведомо, батюшка. Да скажи ему, сделай милость, какая это наука-то, он ее и расскажет.
Пр а в Д и н. Описание земли.
Г-жа Простакова (Стародуму). А к чему бы это служило на первый случай?
С т а р о Д у м. На первый случай сгодилось бы и к тому, что ежели б случилось ехать, так знаешь, куда едешь.
Г-ж а Про с т а к о в а. Ах, мой батюшка! Да извозчики-то на что ж? Это их дело. Это таки и наука-то не дворянская. Дворянин только скажи: повези меня туда,- свезут, куда изволишь. Мне поверь, батюшка, что, конечно, то вздор, чего не знает Митрофанушка.
С т а р о Д у м. О, конечно, сударыня. В человеческом невежестве весьма утешительно считать все то за вздор, чего не знаешь.
|